Четверть века в пути: итоги юбилейной премии Автомобиль года в России 2025
Двадцатипятилетие — дата, которая, как правило, заставляет задуматься. Ровно четверть века премия «Автомобиль года в России» рассказывает нам, обычным автолюбителям, какие машины заслуживают внимания. И каждый год история повторяется: миллионы голосов, сложная система классификации и список победителей, в котором, если присмотреться, порой находится немало любопытных нюансов.
В этот раз голосование собрало 1,2 млн голосов — цифра внушительная, без преувеличения. Автолюбители выбирали не только среди официально представленных моделей, но и среди параллельного импорта, что, в принципе, честно отражает реальную ситуацию на дорогах России. Потому что люди ездят на том, что у них есть, а не на том, что «должно быть».
Как это работает
Суть премии проста: побеждают те машины, за которые проголосовало больше всего людей. Никаких экспертных советов, которые бы перевешивали мнение толпы, только прямое голосование. Эксперты, конечно, тоже работают: проводят анализ рыночной ситуации, слушают мнения о регулятивных мерах и заодно пытаются понять, что на душе у среднестатистического автомобилиста.

В рамках этих исследований на пресс-конференции было высказано следующее: большинство опрошенных связывает рост утильсбора, больная нынче тема, и прочие нововведения с поддержкой отечественных производителей. При этом все ожидают дальнейшего роста цен и активно грустят по поводу того, что автомобили становятся всё недоступнее и недоступнее. Как сказали на конференции: «Автомобиль постепенно становится не средством передвижения, а роскошью».

Партнёром премии вновь выступил Gislaved — шинный бренд, который много лет понимает, что настоящих автомобилистов нужно поддерживать на всех уровнях, включая уровень резины, на которой они ездят. Логично.
Результаты
А вот теперь самое интересное. Потому что список победителей — это не просто набор машин. Это целое путешествие в лабиринт противоречий.

Например, победа Aito Seres M9 в номинации тяжелых внедорожников. Уверен, на то есть свои причины, но так-то машина еще даже не вышла в продажу у нас. И в этом чудеса: в продаже еще нет, а победа уже есть. Хотя, возможно, речь о параллельном импорте, но что-то мне подсказывает, что там объемы не те, чтобы быть в номинации. Точно такая же ситуация и с Lada eLargus. По факту модель есть: прототип и мелкие партии для особых нужд. Но в продаже его все еще нет, а вот среди участников есть и похожих примеров много. Но, выбирали пользователи, им виднее за что отдавать свои голоса.

Или же Evolute i-space, который на официальном сайте называется гибридным кроссовером, а в премии участвует в классификации «компактвэн», а ведь это не одно и то же.

Сюда же и про Nissan GT-R. Суперкар? да. Но люксовое купе — это точно не про него. Continental GT подходит на эту роль, Ferrari Roma тоже, а GT-R от Nissan — это про хардкор, а не про люкс.

Ну и с названиями в этот раз как-то не везде пошло. Zeekr 1, а не 001, GMC Hammer EV, хотя должен быть GMC Hummer EV.

Тем не менее, вот весь список участников и победителей. Первым в номинации идет победитель, затем второе и третье места соответственно.
A. Городские автомобили
Kia Picanto
B. Малый класс
Solaris HS
LADA Granta
Changan Alsvin
C. Малый средний класс
LADA Vesta / SW
BELGEE S50
Toyota Corolla
D. Средний класс
GAC Empow
LADA Aura
Changan Lamore
E. Бизнес-класс
Kia K5
HongQi H5
Chery ARRIZO 8
F1. Представительский класс
Mercedes-Benz S-Класс
HongQi H9
BMW 7 серии
F2. Представительский класс / Люкс
Mercedes-Benz Maybach S-Class
Rolls-Royce Ghost
Rolls-Royce Phantom
G1. Купе
Porsche 911 CARRERA / Turbo / GT3
Ford Mustang
Chevrolet Camaro
G2. Купе «Люкс»
Ferrari Roma
Nissan GT-R
Bentley Continental GT / GT Speed
G3. Грантуреры
HongQi H6
Changan UNI-V
Porsche Panamera / Sport Turismo / Turbo
H1. Кабриолеты и родстеры
Ford Mustang
Porsche 911 Carrera Cabriolet / Targa / Turbo
BMW Z4 Roadster
H2. Кабриолеты и родстеры «Люкс»
Lamborghini Huracan EVO/EVO RWD Spyder
Ferrari Portofino
Bentley Continental GTC / GT Speed
I. Универсалы повышенной проходимости
Subaru Outback
Volvo V90 Cross Country
LADA Vesta SW Cross
K1. Компактные внедорожники
Haval Jolion
Chery Tiggo 4 Pro
OMODA C5
K2. Легкие внедорожники
Kia Sportage
Chery Tiggo 7 PRO MAX
Exeed LX
K3. Средние внедорожники
Jetour T2
Exeed TXL
Geely Monjaro
K4. Тяжелые внедорожники
Exeed VX
HongQi HS7
Tank 700
K5. Пикапы
Foton Tunland G7
JAC T9
Great Wall Motors POER
L1. Компактвэны
LADA Largus
Forthing YACHT
Kia Carens
L2. Минивэны
GAC M8
Kia Carnival
HongQi HQ9
L3. Микроавтобусы
Foton Toano
ГАЗ Газель NN / Аврора
Sollers Atlant
M1. Мини-фургоны
LADA Largus Van
LADA Granta Фургон
LADA Niva Фургон
M2. Легкие фургоны
ГАЗ Соболь NN
Sollers SF1
Volkswagen Коммерческие Transporter
M3. Фургоны
Foton View
Foton Toano
ГАЗ Газель NN
Победители среди гибридов и электрокаров
A. Городские автомобили
ORA 03 / GT
FIAT 500
C. Малый средний класс
Evolute i-PRO
MG MG4 EV
Nissan Leaf
D. Средний класс
АмберАвто A5
Mercedes-Benz C-Класс
BMW i4
E. Бизнес-класс
EXEED EXLANTIX ES
ZEEKR 1
TESLA Model S
F1. Представительский класс
Voyah Passion EVR
BMW i7
Mercedes-Benz EQS
F2. Представительский класс / Люкс
Aurus Senat
Aurus Senat Limousine
G1. Купе
Audi A5 Coupe / RS5 Coupe
G2. Купе «Люкс»
Lamborghini Temerario
Ferrari 296 GTB
Ferrari SF90 Stradale
G3. Грантуреры
Porsche Taycan / Cross Turismo / Sport Turismo/ Turbo
Porsche Panamera / Sport Turismo / Turbo
Lotus Emeya
H2. Кабриолеты и родстеры «Люкс»
MG Cyberster
Ferrari SF90 Spider
K1. Компактные внедорожники
Москвич 3e
Evolute i-JOY
Lotus Eletre
K2. Легкие внедорожники
Evolute i-SKY
Geely EX5
Evolute i-JET
K3. Средние внедорожники
EXEED EXLANTIX ET
Voyah Free
AITO SERES M5
K4. Тяжелые внедорожники
AITO SERES M9
Li Auto L9
HongQi E-HS9
K5. Пикапы
Foton Tunland V7
Foton Tunland V9
GMC Hammer EV
L1. Компактвэны
Evolute i-SPACE
LADA eLargus
L2. Минивэны
Voyah Dream
WEY 80
Li Auto Mega
L3. Микроавтобусы
ГАЗ Газель e-NN
M3. Фургоны
ГАЗ Газель e-NN
Специальные номинации:
Бренд года
TENET
KGM
EXEED EXLANTIX
Новинка года в массовом сегменте
BELGEE S50
KGM Rexton
OMODA C7
Новинка года в премиальном сегменте
HongQi HS7
EXEED EXLANTIX ES
AITO SERES M9
Любимая марка в массовом сегменте
LADA
Haval
Chery
Любимая марка в премиальном сегменте
Exeed
HongQi
Tank
Лучший рамный внедорожник
KGM Rexton
Tank 700
Haval H9
Итоги
Вот такие дела. Двадцать пять лет подряд премия остаётся площадкой, где голос каждого автомобилиста имеет значение. Да, и в этом году результаты содержат нюансы, без них никуда. И это точно не делает голосование менее ценным.
Даже если в этом списке есть странности, то они являются отражением рыночной ситуации, где маркетинг перегоняет доступность, где сегменты размыты, где люди голосуют за потенциал, за имя, за надежду. Мы выбираем машину не только логикой, но и эмоциями. Мы верим обещаниям производителей. Мы голосуем за то, что нас вдохновляет, а не только за то, что доступно здесь и сейчас. Поэтому можно сказать, что мы все ездим на таких же надеждах и потенциалах.
Спасибо за внимание и до встречи в следующих материалах.