Авто Саммит 2025: подъехала очень интересная статистика от Авито Авто
Вчера я сидел в зале, где Авито Авто устроил первый федеральный Авто Саммит, и это была прямая трансляция того, что мы уже давно наблюдаем: авторынок России переходит в цифру.
РАЗДЕЛ 1: ОБЩАЯ СТАТИСТИКА РЫНКА
Начнём с масштабов. На Авито Авто работают 36 млн пользователей в месяц. Это не социальная сеть, а люди, которые ищут, сравнивают и покупают автомобили. На платформе размещено 1 млн объявлений. За год количество контактов с продавцами выросло на 16,6% в новых автомобилях, на 2,1% в машинах с пробегом и на 22,5% в дилерских аккаунтах.

Спрос на новые автомобили в октябре вырос на 12,3% по сравнению с октябрем 2024 года. Две трети спроса сосредоточены в диапазоне 1-3 млн рублей: сегмент 1-2 млн берёт 27%, сегмент 2-3 млн — 31,5%, сегмент 3-5 млн — 24,2%. Средняя цена новой машины упала на 0,9% и составляет 3,41 млн рублей. Дилеры делают скидки. Всего в январе-октябре 2025 размещено 1,48 млн объявлений новых авто.
Вторичный рынок показывает взрывной рост: +26,6% спроса за летне-осенний период. Но в октябре случилось падение: -5,6% к октябрю 2024. На вторичке 87% спроса сосредоточено на машинах до 2 млн рублей. Средняя цена упала на 7,4% и составляет 1,44 млн рублей. Цены падают в 7,5 раз активнее, чем на новые авто. Размещено 6,44 млн объявлений.

На вторичном рынке произошла революция в структуре продавцов. Дилеры выросли на +14,8%, реселлеры упали на -13,1%, частники упали на -18,3%. Сейчас распределение такое: 61% дилеры, 20% реселлеры, 19% частные продавцы. Люди переходят на официальные каналы. При этом дилеры снижают цены агрессивнее: -13,5%, в то время как реселлеры только -8,1%, а частники -2,2%.

Коммуникация между людьми меняется. Доля чатов выросла с 58% в начале 2024 до 72% сейчас. Это означает, что больше 70% всех контактов идёт через текстовое общение, а не через звонки. Соотношение постоянно смещается в сторону чатов.

По регионам чаты распределяются неравномерно. Максимум в Дальневосточном округе: 72,7%. Минимум в Южном: 62,7%. По ценовым сегментам картина более интересная: в бюджетном сегменте до 500 тыс. чатов 69,7%, а в премиальном сегменте 8+ млн только 51,6%. Люди, которые покупают дешёвые авто, общаются в чатах. Люди, которые покупают премиальные авто, остаются консервативнее и предпочитают звонки.
РАЗДЕЛ 2: КИТАЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ
Доля китайских брендов на новом рынке в октябре 2025 составила 63,1%. Это не ошибка. Это факт. Остальное распределяется так: Россия (LADA, Aurus и прочие) около 22%, остальные бренды 15%.

Самые популярные китайские модели по количеству контактов выглядят так. В сегменте 1-2 млн HAVAL Jolion. В сегменте 2-3 млн OMODA C5 и Jetour Dashing. В сегменте 3-5 млн Geely Monjaro, Jetour T2, GAC GS8. В сегменте 5-8 млн Voyah Free, Li Auto L7, Tank 500. В сегменте 8+ млн Li Auto L9 и Tank 700.
Вот что интересно на вторичном рынке. Цена на китайские автомобили с пробегом упала на 19% за год. Для сравнения: средняя цена всей вторички упала только на 7,4%. Китайцы теряют в цене в 2,5 раза быстрее, чем остальной рынок. Это означает, что либо первые волны импорта уже стареют, либо рынок переполнен предложением. Скорее всего, и то, и другое.

Интерес к ушедшим иностранным брендам сокращается быстрее, чем к новым китайцам: минус 7% против минус 3% в год. Люди забывают про покинувших и привыкают к китайцам.
РАЗДЕЛ 3: LADA И РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ
LADA удерживает 15,2% новых автомобилей в октябре 2025. Это плюс 1,2 п.п. к октябрю 2024. Доля медленно, но растёт. Численно это 284,013 тыс. штук из 1,132 млн проданных авто за 10 месяцев 2025. LADA остаётся лидером среди российских брендов и вторым на рынке после китайцев.

Портрет покупателя LADA меняется. Три года назад средний возраст был 44 года. Сейчас 41. Особенно помолодели покупатели GRANTA и NIVA LEGEND. По полу распределение 68% мужчины и 32% женщины. Женщин стало больше с появлением обновлённого модельного ряда. По семейному статусу: 80% женаты-замужем, 20% холосты.

Самое интересное про новичков: 13% покупателей LADA берут свой первый автомобиль. Это больше, чем у других брендов. LADA становится машиной входа на рынок.
Самые популярные модели LADA в сегменте 1-2 млн это Granta с 121,216 штук (10,7% от всего рынка), Vesta с 69,341 штук (6,1%), Niva Legend с 27,996 штук (2,5%). На вторичном рынке в сегменте до 2 млн самые востребованные это Priora, Granta, 2114 Samara.

За 2025 год результаты такие: 8,1 тыс. автомобилей продано онлайн через витрину, 1,344 автомобиля продано на маркетплейсах, 3,1 млн человек посетили онлайн витрину, 25,1 млн человек посетили официальные интернет-ресурсы LADA.

Планы LADA на будущее: система управления дилерским центром и холдингом, автоматизированное управление контентом, система лояльности, внедрение ИИ. Только ИИ куда: в Ниву или это про другое?
РАЗДЕЛ 4: ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Главное изменение в поведении: 85% аудитории начинают поиск онлайн.
Доля коммуникации в чатах выросла с 58% в начале 2024 до 72% сейчас. Люди не хотят ехать в салон, чтобы узнать информацию. Они хотят текстовый диалог.

Раньше покупатели знали, что они ищут. Сейчас они определяются в процессе. Особенно это видно в возрастной группе 30-39 лет: доля тех, кто "не знает, что будет покупать", выросла с 21% в 2024 до 27% в 2025. Люди стали более открыты к выбору.

Произошёл тренд переката между новыми и подержанными авто. Доля покупателей новых автомобилей выросла на 10 п.п. до 37% в 2025. На 4 п.п. выросла доля тех, кто раньше покупал авто с пробегом, а теперь приобрел новый. Впервые за долгие годы люди начинают обновлять парк.
ИТОГОВЫЕ ВЫВОДЫ
Авто Саммит 2025 — это не совещание о проблемах, которые нужно решить. Это констатация фактов о том, что они уже решаются.

Производители внедряют ИИ. Дилеры учатся говорить с клиентами в чатах. Платформы интегрируют сервисы. Цены падают. Спрос растёт. Люди покупают онлайн.

Если год назад онлайн-продажи казались экспериментом, то сейчас это реальность. 36 млн человек в месяц ищут автомобили через Авито. 620 активных дилерских центров работают на платформе.

Хочешь быть в авторынке России? Научись играть в его цифровых правилах. Остальное детали. Старые модели которые полагались на инерцию и отсутствие альтернатив действительно начинают медленнее двигаться. Это не прогноз. Это математика.
Спасибо за внимание и до встречи в следующих материалах.
3axapoV Drive — медиа-платформа автомобильного обозревателя Сергея Захарова.
© 2025 3ахароV. Все права защищены. Дизайн и разработка: